Об Японии

Японские народные сказки

В этой стране все не так как у людей, живущих на материке. Островитяне вообще народ другого сорта. Стиль жизни, ироничное отношение к жителям материка, своеобразный юмор, самодостаточность. Возможно, они ощущают себя жителями собственной планеты. И территория в 372,2 тысяч километров, составляющая острова Японского архипелага, крупнейшие из которых Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку - это планета - Япония. Возможно, такой вызов всем нам, живущим на материке, обусловлен длительной изоляцией, ограниченностью общения с иностранцами фактически до середины 19 века. В первом тысячелетии на Японию все же оказали давление Корея и Китай, чьи цивилизации были более развиты. В 7 веке из Кореи в Японию пришел буддизм. А с 12 века в стране установился военный режим и Японией правили сёгуны (военные диктаторы), чье господство продолжалось до 1867 года, когда последний сёгун Токугава Есинобу передал власть императору Муцухито. После окончания второй мировой войны и принятия новой конституции Япония отказалась от применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Япония лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все законодательные полномочия парламенту. Образ жизни японцев полностью европеизирован. Но в домашнем быту сохраняется национальный уклад. Особенно сильны традиции в кухне. Японская кухня очень популярна во всем мире. Что стоит одно суши: сырая рыба с катышком вареного риса. Суши готовят только мужчины. У женщин температура тела чуть выше, что на суши сказывается неблагоприятно. Национальная одежда - кимоно или юката удобна во время отдыха и для домашней работы. Кимоно, перевязанное оби, сохраняет тепло и обеспечивает хорошую вентиляцию в душную погоду, это наиболее подходящая одежда для японского климата. Поверх кимоно нередко надевают хаори - такого же покроя как кимоно, но значительно короче и с не сходящимися на груди полами. На ноги надевают носки - таби, и обувь - дзори или гэта. У японцев своя эстетика - эстетика простоты, изящества и рационализма. Они во всем хотят видеть красоту. В устройстве и интерьере жилища, где почти пустая комната в течение дня трансформируется то в спальню, то в гостиную с садиком. В уникальной культуре выращивания карликовых деревьев - бонсай. В церемонии приготовления чая. В создании японского сада, который для них, японцев, самодостаточная вселенная, хотя размеры его могут быть крошечными. Вообще, все маленькое трогает своей прелестью , - говорит Сэй Сёнагон в своих Записках у изголовья . Поиски истинной красоты привели к созданию уникальной японской поэзии. Трогает и восхищает возникшее еще до 8 века пятистишие вака или, как его называют в наши дни, танка, и сложившееся к 16 веку трехстишие хокку, теперь его обычно называют хайку. Три строки, где умещается жизнь, мир, вселенная, космос. Танка и хайку при всей древности своего происхождения являются живыми и постоянно развивающимися. Вот и время пришло,Наконец распустились как будтоГорной вишни цветы -Вдалеке по уступам горнымТам и сям облака белеют...- (Ки-но Цураюки). В дверь моей хижиныБарсук постучитсяВместе об осени погрустим... (Ёса Бусон) Увы, в руке моейСлабея неприметноПогас мой светлячок. (Кёрай) Варю картошку. В безмолвном просторе ВселеннойРебенок плачет... (Хэкигодо К.) И в заключении, представляю вам описание чайной церемонии. Надеюсь, что это станет традицией, и в дальнейшем мы будем рассказывать о новых обычаях этой удивительной страны. Чайная церемония. (Тя-но-сю) - строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Чайная церемония восходит к обычаю, берущему свое начало в 7 веке, употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Именно тогда были открыты тонизирующие свойства чая. В период Хэйан церемония чаепития стала неотъемлемой частью Японской светской культуры. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры, живописи, садово-паркового искусства, ремесел. Его сущность отразилась также в различных философских концепциях, а культ чая, в свою очередь, стимулировал их развитие. Чайная церемония - воплощение единства творческого начала, восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения. Как форма социального общения чайная церемония получила широкое распространение во всей стране и во всех слоях населения, т.к. дзэн-буддизм проповедовал возможность достижения просветления любым человеком в условиях обыденной жизни. В основу чайной церемонии положены четыре принципа: гармония - единение человека с природой, упорядочение мироздания; почтение - равноправие всех участников, проявление уважения их друг к другу; чистота - очищение через соприкосновение с прекрасным; тишина - условие для медитации. Считалось, что реализация этих принципов открывает путь для достижения внутренней гармонии участников церемонии. Ритуал чайной церемонии начинается с прохождения по саду, специально устроенного для нее. На каменной дорожке следует оставить все мирские заботы. Затем проводится омовение рук и полоскание рта из каменного сосуда или колодца, находящегося вблизи чайного домика. Выход в домик в старину был не выше 90 см, чтобы подчеркнуть равенство всех входящих. Конструкция и внутреннее убранство домика строго регламентированы, начиная с ориентации по странам света и связанного с этим освещения. Единственным украшением внутреннего помещения служит свиток какэмоно или икебана. Утварь для чайной церемонии - металлический чайник, деревянная ложка для насыпания чая, керамическая чаша, бамбуковый веничек для сбивания пены - очень просты, но изящны, что отражает эстетические принципы японцев. Мастер чайной церемонии, используя стандартный набор приемов приготовления чая, импровизирует перед посетителями. Наиболее ответственный момент церемонии - насыпание чайного порошка в чашу, заливание водой и взбивание содержимого веничком в пену, т.к. от соотношения количества воды и чая, от быстроты движения рук мастера зависит вкус чайного напитка. Существует два типа чайной церемонии - приготовление густого или жидкого чая. В первом случае чай готовится в большой керамической чаше, каждый отпивает из нее, обтирает край и передает соседу. Во втором - чай готовится персонально для каждого гостя. В настоящее время существует три основные школы чайной церемонии - Ура Сэнкэ, Омотэ Сэнкэ, Мусанокодзи Сэнкэ. Две первые - ведущие в Японии, общедоступные, насчитывающие миллионы приверженцев. Третья обычно привлекает высшие слои общества. Ура Сэнкэ имеет своих последователей за рубежом. Многие любители чайной церемонии не только посещают чайные домики, но и совершают ритуал у себя дома.