Как Петр Первый стал кумом чуваша

Чувашские сказки

Захотелось царю Петру узнать, как живут его подданные. Повелел он снарядить простую кибитку и в сопровождении свиты поехал по своему царству-государству. Рано ли, поздно ли приехал царь в одну чувашскую деревню и решил в ней заночевать. Деревня была большой. Стали выбирать дом, куда бы можно было попроситься на ночлег. Приближенные царя говорят: - Надо идти к тому, кто богат. Самый богатый в деревне, наверное, батюшка. Попросимся к нему. Заходят к попу, просятся пустить их ночевать. - У меня матушка нездорова,- говорит поп.- Да и детей полна изба, положить вас негде. Через два дома от меня живет богатый человек, староста, попроситесь к нему, он пустит. Идут к старосте и слышат то же самое. - У меня больная жена и детей семеро по лавкам - где я вас положу? На краю деревни стоит избенка, хозяин которой всех пускает. У него и жена здоровая и детей немного. Царь со своей свитой идут на край деревни. - Не пустите ли нас на квартиру? - спрашивают. Бедно одетый мужик им отвечает: - Если не побрезгуете - заходите, ночуйте, не на улице же спать. Заходят они в избу. По всему видно, что живут хозяева бедно. Они как раз ужинать собирались, а кроме картошки в мундире, на столе ничего не стояло. Хозяин Иван приглашает царя за стол: - Садитесь, поужинаем, чем бог послал. Царь Петр садится, ест вместе с хозяевами картошку в мундире, спрашивает их про житье-бытье. - Живем небогато,- отвечает Иван.- Лошади у нас нет, приходится старосте кланяться, а он потом за лошадь половину урожая себе забирает. Семья - не маленькая, детишками бог не обидел, и хлеба до нового урожая никогда не хватает. Вот и сейчас сидим без хлеба, на одной картотеке. Уж не обес-судьте, угощать больше нечем. После ужина легли спать. Бедный Иван отдает царю свою кровать, а сам ложится на голом полу. Царь Петр засыпает, но через какое-то время пробуждается, заслышав женский стон. "Что-то случилось,-думает царь.- Батюшка сказал, что у него жена нездорова, староста ссылался на болезнь жены, видно, и у этого бедняка жена захворала". Но тут раздался крик ребенка. "Нет, не хворая у Ивана жена,- понял царь,- у нее родился ребенок". Утром царь Петр спрашивает Ивана: - Ночью мне послышался крик ребенка, уж не жена ли родила? - Да, жена была в положении, а ночью разрешилась сыном,- отвечает Иван. - Тогда давай окрестим его,- предлагает царь.- Сходи к батюшке, позови его сюда,- и с этими словами протягивает Ивану золотой пятирублевик. Иван приходит к батюшке: - У меня ночью родился сын и надо бы окрестить его. У меня остановился барин, и мы хотим окрестить ребенка, пока барин не уехал. - На крещение нужны деньги,- говорит батюшка. Крестьянин тут же протягивает батюшке золотой пятирублевик : - Вот, возьми. - Я по осени кропил твой двор святой водой, ты мне за это ничего не заплатил,- говорит батюшка.- Весной ходили с крестным ходом - и за это не было заплачено. Так что этим пятирублевиком ты только-только рассчитался со мной за прежние долги. Огорченный Иван ни с чем возвратился домой. Царь, завидев его, спрашивает: - Что случилось, Иван? Что ты так низко голову опустил? Иван отвечает: - Батюшка не хочет крестить, говорит, что у меня много накопилось старых долгов, так что твои деньги он забрал на их уплату. Тогда царь протягивает Ивану золотой червонец: - Позови его еще раз, и пусть приходит и матушка - кумой будет. Иван опять идет к попу, отдает ему червонец: - Барин просит прийти и матушку, говорит, кумой будет. Получив червонец, поп уже не заставил себя долго ждать. Пошла с ним и матушка. Правда, большой охоты стать кумой бедняка у нее не было, пошла она скорее из женского любопытства: на барина хотелось посмотреть. Пришли они в дом Ивана, царь Петр говорит: - Я буду крестным отцом, а ты, матушка,- крестной матерью. Окрестили младенца. Поп с матушкой домой пошли, а царь Петр на прощанье говорит Ивану: - Давай, кум Иван, вот так сделаем. Приезжай-ка ко мне в Петербург и привези сто пар лаптей. Как приедешь, тебя могут остановить: куда, мол, мужик, идешь. А ты отвечай: иду, мол, к куму Петру. Тебя и приведут ко мне. А лапти в Петербурге продавай так: первая пара - десять рублей золотом, вторая - двадцать, третья - тридцать, так и дальше. А привези, как я уже сказал, сто пар. Иван наплел сто пар лаптей и отправился со своим товаром в город Петербург. Начал продавать лапти, как и наказывал ему кум Петр. Царь же на ту пору повелел устроить во дворце бал и сказал, чтобы все танцевали на том балу только в лаптях. Купцы, министры, генералы - все кинулись лапти покупать. Приходят на один базар - нет лаптей, приходят на второй - что за напасть такая - тоже нет, как не бывало. И тут-то как раз встречают крестьянина с возом лаптей. Обрадовались, опрашивают: - Сколь стоят твои лапти, мужичок? - Десять рублей золотом,- отвечает крестьянин. - Дороговато, да что поделаешь: в царский дворец без лаптей не пустят.'Купил один, подходит другой: - Сколько стоят лапотки, любезный? - Двадцать рублей золотом. - Ого! "Ого"-то "ого", а поди, ослушайся царского приказа; надобрать, пока мужик дороже не запросил. А мужичок и впрямь за третью пару взял тридцать рублей, за четвертую - сорок, а за пятую уже и все пятьдесят. Надо хватать, пока сто или двести не заломил! Так Иван и расторговал весь свой липовый товар, набавляя по червонцу за каждую новую пару. Только расторговался - к нему подходит полицейский: - Эй, мужик, зачем в Петербург пожаловал? - Я приехал к куму Петру,- отвечает Иван и подает полицейскому записку, которую ему когда-то оставил кум. В записке было написано: "Кто встретит человека по имени Иван, разыскивающего кума Петра, должен немедленно привести его к царю Петру". И когда полицейский ту записку прочитал, то сказал: - Я, пожалуй, знаю твоего кума, так что пойдем, прямо к нему и отведу. Привели Ивана к царю. Тот его сразу узнал: - Здравствуй, кум Иван. Приехал? - Приехал,- отвечает Иван. - Сходи-ка с дороги в баню,- предложил царь,- там тебя постригут, бороду сбреют, приоденут и приведут ко мне. Ивана вымыли, постригли, побрили, приодели - глядит мужик сам на себя в зеркало и себя не узнает. Царь Петр берет его с собой на бал, чтобы Иван посмотрел, как министры да генералы со своими женами в его лаптях танцевать будут. Хорошо у них получалось, будто весь свой век они в этой обувке ходили! А наутро царь Петр дает Ивану богатую кибитку и говорит: - Деньги у тебя теперь есть, поезжай домой и построй хороший дом, чтобы было куда положить гостя, если он попросится ночевать. Прикатил Иван в свою деревню на тройке с колокольчиком, привез с собой сундук золота. Все ахают, дивуются, а деревенские богачи от зависти аж позеленели. - Откуда у тебя, Иван, столько золота? - спрашивают они с любопытством. - А я сто пар лаптей свез в Петербург да продал,- отвечает Иван.- В Петербурге за лапти платят чистым золотом. Богатеи - сразу же домой, и давай тормошить своих жен: готовьте лыки, будем плести лапти и чем больше, тем лучше. Наплели лаптей - чуть ли не всю Россию можно обуть, и повезли в Петербург. Однако же лапти у них почему-то никто не покупает, а если и купят, так платят не больше копейки. Какое уж там золото, ладно бы дорогу оправдать! Возвращаются лаптежники в свою деревню, и ну Ивана проклинать-ругать на чем свет стоит. Да ладно бы только ругали, украли лошадей, украли и сундук с золотом. Опять Иван пришел в прежнюю бедность. Что делать бедному мужику, как из нужды выбиться? Едет он опять к царю Петру, рассказывает о своем житье-бытье. Тогда царь ему говорит: - Переезжай всей семьей сюда, найдем для тебя здесь дом. Крестьянин съездил в деревню, забрал жену с детишками, вернулся в Петербург к куму Петру и жил недалеко от него до самой своей смерти. И по сей день на берегу Невы стоит небольшой домик. В этом доме жил Петр Первый, когда будущая столица русского государства еще только начинала строиться. Рядом с жилищем царя виден домик поменьше. Говорят, чуваш Иван жил именно в этом доме.